====== Для журнала Time out (август 2007) ====== Беседовал Милослав Чемоданов. Источник — http://bad-newcomer.livejournal.com/487720.html ===== Текст ===== Как-то весной мне позвонила Земфира. У меня было похмелье, у нее – грипп. «Чемоданов, - сказала она, - я написала лучший альбом в своей жизни». Середина августа. Печет. Мы с Земфирой сидим на бордюре у входа в одиннадцатый павильон Мосфильма. Здесь они с Ренатой Литвиновой в течение всего дня записывали монологи певицы к будущему документальному фильму. Фильму о Земфире. На ней –тапочки-шлепанцы и черное платье до колен. Оно на бретельках, выглядит очень легким, снизу обрямкано, не подшито. Земфира курит. **Симпатичное платье.** Спасибо. Я его обрезала. Длинновато было. **Итак, как дела у нового альбома?** Работаем. Вон смотри, восемьдесят метров отсюда прямо, и еще налево пятьдесят – здесь мы пишемся. Полтора месяца в студии. Осталась еще неделя. Хотела успеть до своего дня рождения. Не успела. **Когда день рождения?** Двадцать шестого. И двадцать шестого у меня здесь последний в студии день. Я завишу от них (показывает рукой на Мосфильм), они дают мне все даты. **Этой весной ты очень меня удивила. Ведь я помню, как раньше мы беседовали о «Вендетте» и предыдущих альбомах – и ты всегда была очень сдержанной в оценках. А тут ты вдруг сообщаешь, что новая пластинка прекрасна, и что ты поглощена этим чувством уже полгода…** Да. Это прекрасная работа. Мне самой было интересно, как долго это меня продержит… Держит до сих пор. Эти песни прекрасны. И это действительно первый раз в моей жизни, когда я так безапелляционно заявляю о своей работе. Потому что я очень критична. А это просто очень, очень хорошие песни. Поздравь меня. **Поздравляю.** //Из дверей павильона выходит Рената Литвинова. На ней, как и на Земфире, черное платье – но роскошней. Шпильки, голая спина. Ветер подымает ей подол и на мгновение придает сходство с Мэрилин с той знаменитой фотографии. Потом Литвинова (с ней какие-то люди) подходит к автомобилю – тоже черному – и через несколько секунд оттуда раздаются звуки фортепиано, а затем такой узнаваемый голос Земфиры, поющей очевидно неизвестную, новую медленную песню. Сама Земфира тут же встает с бордюра и решительно направляется к автомобилю. Она говорит что-то сухо, отрывисто – отсюда не слышно, что. Музыка прекращается. Земфира возвращается. «Баловство. Знаешь, этому поставить, этому, - сердито произносит она, - какая-то хуйня».// **Главное, чем этот альбом отличается от предыдущих?** Наличием… наличием и количеством вдохновения. Я только так отличаю работы друг от друга. Я же не могу отличать их «рок»-«поп», «милая песня»-«немилая», «мелодичная»-«немелодичная»… Наличие вдохновения или его отсутствие. **Записывала его ты с новыми музыкантами. Я их видел – молодые ребята…** Да, они все ровесники. Им всем по 25 лет. **Я так понял, что стало меньше гитары, добавили трубу…** Мы делали все, чего требовала песня. Нужна песне труба – труба есть. Нужна песне скрипка – скрипка есть. Нужен песне оркестр – оркестр есть. **Оркестр?** Оркестр кинематографии. В двух номерах, да. Добивались той аранжировки, в которой песня наиболее выигрышно звучит – давай скажем так. А что до музыкантов – то да, четыре молодых человека. Самый известный из них – Дмитрий Шуров, который играл в «Океане Ельзи». Сейчас у него группа Esthetic Education. Он вообще парень с интересной музыкальной биографией, и я испытываю настоящее наслаждение, работая с ним над этой пластинкой. **То есть набор новых музыкантов был оправдан?** Ты не понимаешь. Мне вообще не свойственно зависать в одной точке. У меня есть я и мои песни – а дальше как сложится. У меня давно уже нет такого понятия как «постоянный состав» или «бэнд». Если у меня есть песни и есть необходимость в музыкантах – они появляются. Они находятся. Я ведь не производила замену одного состава на другой. Нет! Все происходит не так. Вот имеется какое-то сообщество музыкантов, мы записываем альбом, репетируем программу, отыгрываем гастроли, наше сотрудничество закончилось. Мне кажется, это очень правильная модель. Я не «бэндовый» человек. Я - автор. Сейчас – сильнее чем когда-либо. Я – автор и исполнитель. А что до коллектива, то мне нравится коллектив. Нравится их молодость и как они вдохновлены мной, моими песнями. Я буду впоследствии вспоминать это время как хорошее. Я уже сейчас отдаю себе в этом отчет. **Есть ясность с выходом альбома?** Я думаю, есть смысл уже анонсировать его точную дату – двадцать седьмое сентября. Я бы правда не хотела преждевременно сообщать название. Оно есть и уже очень давно – опять же, это очень нетипично для меня, названия я обычно придумываю в последний момент – и никогда не довольна впоследствии. Здесь же совсем другой случай: я знаю название с зимы, а то и раньше. Очень у меня неплохо все складывается в этом году – хотя год довольно сложный, очень много смертей… и так далее, но… мне пока очень нравится этот год. **А что с новым туром?** Тоже все уже известно. Начнем мы по традиции с Дальнего востока. По-моему, двадцатого октября у меня Хабаровск, двадцать первого – Владивосток. **А послезавтра снимаете клип?** Название «Мы разбиваемся». **Рената снимает?** Да, снимает Рената. Мне кажется, у нас сложился отличный тандем, и я не вижу ни одной причины, по которой я бы вдруг захотела… Люди годами ищут своего режиссера! Мне кажется, было бы огромной глупостью поменять человека, который меня знает, понимает, с которым у нас множество каких-то творческих побед, я бы даже сказала (смеется). Мне до Ренаты не нравился ни один режиссер, с которым я работала. Разве что Виктор Вилкс, который снял «Бесконечность», но его очень сложно аттестовать как клипмейкера. Не считая Ренаты, это единственный режиссер, которого я уважаю - и знаю, за что уважаю. В начале вообще все было очень формально: ну там компания наняла какого-то клипмейкера, он пришел, взъерошенный, что-то снял, ничего не объяснил… Мне Рената привила какой-то интерес к собственным видеоработам, до этого я была совершенно равнодушна к ним. **А что за фильм вы с Ренатой делаете? Если я правильно понимаю, в основе будет концерт в Зеленом театре…** Да. И монологи. О чем – чтобы узнать это, надо будет дождаться выхода фильма, купить билет и пойти в кинотеатр. **Даты выхода нет?** Нет (разводит руками), это же кино-о. Я никогда этим не занималась, я даже не знаю сроки – как быстро все сделают. **А ведь в конце августа у тебя будет еще один концерт, в «Апельсине»…** Он называется «Школьный вальс». Это небольшая акция. Междусобойчик. **В чем суть?** (думает) Есть кое-какая причина, но я не хотела бы ее вслух. **Там будут новые песни?** Нет. Будет лирическая программа из моих старых произведений, просто исполненная камерно, без ритм-секции. Такой unplugged. Начинать все это будет Billy’s Band. Мощно начнут, затем я, девочка (игриво поправляет платье) с лиричной частью программы, а закончат Esthetic Education, мощно закончат. **Погоди, а сколько тебе лет-то исполняется? Ведь тридцать один?** Да. **Я помню, как мы делали интервью, когда тебе было двадцать восемь. Теперь мне двадцать восемь, и почему-то именно в этом году я стал гораздо чаще вспоминать свое детство. Вижу его во сне то и дело: двор, как мы с пацанами дрались - какие-то обрывки, но очень реалистичные. У тебя так не бывает?** С возрастом? Нет. Я, наверное, была слишком занята для ностальгии. Может быть, ты был просто более расслаблен, а может, тебе было не очень здорово в последнее время – и ты обращался мыслями туда, где было что-то хорошее. А у меня… у меня было столько дел в этом году, совсем не было времени на прошлое. **А ты, к слову, дралась в детстве?** Конечно, драки были. У нас были проблемные дворы. **Из-за чего обычно?** А там не нужна причина, в общем-то, в проблемных дворах. **А школа тебе нравилась?** Да, я не могу пожаловаться на свои школьные годы. Я хорошо училась и пользовалась уважением одноклассников. А в последние годы даже брала на себя общественную нагрузку – пела. Сколотила уже какую-то полугруппу. Мне было хорошо в школе. Мне нравилось учиться всегда. Я люблю сам процесс обучения. **А история с философским факультетом…** Закончилась. Да, я больше не являюсь студентом Московского государственного университета. **Но тебе же нравилось там учиться?** До определенного момента – после чего у меня в жизни появилось нечто большее. Институт – это же попытка поиска какого-то, да? Желание занять чем-то себя в поисках чего-то стоящего. Как только появилось стоящее, надобность в институте отпала. //Земфира кладет ногу на ногу, отчего ее по-ребячьи худые, совсем белые ноги становятся как будто еще тоньше.// **Что ты ела сегодня?** Бутерброд вот. **В семь вечера?** Я завтракала. **Любишь поесть?** (смеется) Да в общем да! Я хорошо питаюсь. **Что больше любишь?** Так я как раз и веду к этому. Я знаю, что из овощей получаются отличные блюда, отличные. Очень вкусные. Они не уступают ничем, например, мясным блюдам. **Говоришь мясу «нет»?** Говорю мясу «да». Иногда так хочется мяса, что ничего не поделаешь – заказываешь в ресторане мясо. **Сама не готовишь?** Ну почему? Готовлю, если нужно. Если лень идти в ресторан, то… **И правда. А скажи, что будет после того, как этот год, хороший год, закончится?** Первого апреля будет большой концерт в «Олимпийском» - ровно через восемь лет после концерта там же в 2000 году. На этом мои планы пока заканчиваются. Я предполагаю, что потом мне понадобится отпуск… который может затянуться. **Слушай, у тебя весной был тур, теперь ты записываешь альбом. Ты хоть сколько-то отдыхала?** (Вздыхает) Нет, не отдыхала. **Тебе так хорошо на работе, что отдых не нужен?** Если честно, то усталость накапливается. Уже дает себя знать, что я целый год нахожусь в напряжении. Но я думаю, что до апреля меня должно хватить.